Не спешите думать, что наш аккаунт взломала банда хакеров-психотерапевтов или что автору самому пора пройти проверку у нужных специалистов
Казалось бы, что может быть несовместимее: гуманитарная наука о работе цеха “Черепная коробка” и сугубо технологичная информатика. Однако, именно это сочетание сделало когнитивную психологию одним из наиболее перспективных направлений в области изучения психики человека.
____
В тёмные времена знанием о том, что творится в головах у людей, в основном заведовала религия и её представители на местах. На рубеже 20-ого века появился Фрейд с его широко известными теориями. Нет, не этими, а психоанализа. Большинство из них в наши дни считаются ошибочными, однако он первый на практике доказал пользу проведения генеральных уборок на полках сознательного и бессознательного.
Середина 20-ого века ознаменовалась лозунгом “Не Фрейдом единым” и породила множество направлений психоанализа. Не только мало между собой связанных, но часто и противоречащих друг другу. Объединяло их убеждение: психика человека - сфера загадочная, туманная и практически невозможная для познания научным методом.
Так бы и ассоциировался образ среднего психотерапевта с шаманом с бубном, как в конце 20-ого века были изобретены компьютеры, а чуть позже инженеры-программисты стали недвусмысленно поглядывать в сторону создания искусственного интеллекта. Но как создать интеллект искусственный, если и натуральный неизвестно как работает? Как известно, без ТЗ - результат ХЗ, поэтому инженеры ринулись за советом к психологам. Но там им предлагали лишь множество бессвязных теорий и участливо спрашивали, не хотят ли они об этом поговорить.
Программисты уже было поникли духом, однако одному из них в голову пришла светлая мысль: “А что, если мозг устроен так же, как компьютеры?”, то есть черепная коробка похожа на системный блок и так же занимается обработкой информации: тоже есть входные сигналы, постоянная память, оперативная память, алгоритмы преобразования сигналов и, наконец, выходные сигналы.
Например, вы видите красивую девушку {входной сигнал}. Из постоянной памяти в оперативную подгрузился образ одноклассницы, в которую вы были влюблены и в голову приходит мысль {преобразование сигналов}: “Я бы на ней женился”. Но тут из постоянной памяти грузится другая запись: как эта одноклассница отказалась с вами встречаться и теперь о девушке вы думаете “Она мне откажет”, совершая при этом логическую ошибку {когнитивное искажение} «Общий вывод из единичного случая» и не знакомитесь с девушкой {выходной сигнал}. А вот другой парень без проблем к девушке подошёл и завязал разговор, потому что в голове у него другие {когнитивные схемы}.
Несмотря на ряд минусов, такая теория имела один огромный плюс, ибо могла объяснить всё, а не только некоторые области мышления. А в довесок решала и главную проблему философии: «Как связаны между собой бытие и сознание?» - через информацию, передающуюся между ними.
Когнитивный подход настолько “зашёл” всем представителям психологии, что его появление стали называть “когнитивной революцией”, так как он ввёл целую новую парадигму того, что такое человек и как его следует изучать/изменять. А еще он породил когнитивную психотерапию, которая рассматривает проблемы человека как баги (ошибки) в системе и решает их, просто исправив установку с неверной логикой.