История Российского интернета и, соответственно, интернет-рекламы, начинается вместе с началом второго тысячелетия. Жизнь в рунете теплилась ещё в конце девяностых, но пользователями были продвинутые компьютерщики, и их было немного.

С началом нового века в рунете массово появились баннеры. На эту идею наших предпринимателей мог подтолкнуть как небольшой пока опыт зарубежной части интернета, так и обычные газеты образца девяностых: миллион объявлений-картинок или текстов в рамочках. Баннеры «кучковались» по интересам: если это магазин игрушек, то на родительском форуме или на городском сайте. Если тема — хобби, то на специализированных форумах.

Примерно в 2002 владельцы этих площадок и рекламодатели упорядочили свои отношения с помощью рекламных брокеров типа 1ps.ru. Именно в 2002 возникли значимые для рунета begun.ru и clx.ru. Известны и самые серьёзные сайты-рекламодатели тех времён: это holodilnik.ru (магазин холодильников, как это ясно из названия) и amf.ru (магазин доставки цветов). Из последнего выросла целая партнёрская сеть, admitad.ru.

К середине нулевых каталожная система окончательно сдалась перед гигантами поиска по всей сети: Google, Yahoo! и нашими Рамблером, Апортом и Яндексом.

Философию Яндекса можно кратко сформулировать как «чем чаще на тебя ссылаются — тем ты круче». Из этого последовал бизнес покупки ссылок. Слово «накрутка» вошло в лексикон интернет-маркетологов именно в эти годы. Рекламные брокеры активизировались, появился новый игрок, prospero.ru. Он отличился автоматизацией проверки требований рекламодателя.

Рекламные деньги текли мимо самих поисковиков. Поисковик — тоже бизнес. Можно всё упростить и просто продавать поисковую выдачу. Деньги из воздуха — просто и удобно. Но всегда найдётся «но». Кому будут нужны такие поисковики? Яндекс поступил аналогично компании Google, он создал свою рекламную сеть.
А что стало с рекламными брокерами? Ничто не свершается моментально. Они жили и работали, пока в дело не вступил новый игрок. В 2006 году был зарегистрирован Sape.ru. Он нашёл способ снизить стоимость ссылок и внедрил автоматический подбор по приблизительным параметрам, которые указывал покупатель. За месяц работы Sape.ru взлетел и обогнал всех остальных продавцов ссылок.
Можно было бы написать, что так они и жили бок о бок: реклама ссылочная, реклама контекстная и реклама медийная, то есть баннеры. Но в сети всё происходит очень быстро. Как и во всём мире, в середине нулевых в интернет ринулось множество новых пользователи. А в 2006 году появились российские соцсети Одноклассники и Вконтакте (заметьте, почти одновременно с Facebook). Об иностранных соцсетях мы уже писали, сосредоточимся на наших.

Соцсети близки нам исторически. Они очень похожи на коммуналки и пионерские лагеря. Люди смело указывали свои имена, пол, место проживания, возраст, интересы, связи с другими пользователями — всё, что нужно маркетологу для приступа рабочей эйфории. И реклама двинулась в поиски правильной целевой аудитории. Кроме того, в соцсетях легко затеряться боту, который заведёт сто друзей и будет по сарафанному радио рассказывать о каком-то товаре или услуге. За 2008 год выручка Одноклассников была около 35 миллионов долларов, Вконтакте — 5 миллионов долларов. Правда, следует заметить, Одноклассники много получают от собственных платных сервисов.

За последние десять лет тонкий выбор целевой аудитории стал главным достоянием интернет-рекламы. Сейчас этот подход активно переносится в реальность, сети магазинов используют карты лояльности для набора больших данных, чтобы предсказывать поведение и предпочтения массы людей. Но это совсем другая история. О настоящем же и возможном будущем интернет-рекламы мы расскажем в следующий раз.