Недавно мы писали об истории интернет-рекламы и остановились на нулевых. Пришло время посмотреть, что было дальше.
Вы используете блокировщики рекламы? Даже если нет, то очень многие используют. А ведь блокировщики — часть истории интернет-рекламы. Те, кто сидел в интернете в 2000-2005 годах, наверняка помнят надоедающие всплывающие над сайтом окна с предложением «Купи! Закажи! Только у нас!» Их приходилось закрывать, некоторые окна были особенно вредными и не закрывались. А другие ещё и размножались при каждом клике. Вот тогда и придумали программы-блокировщики, первое реальное противодействие маркетинговой агрессии. Благодаря им всплывающие окна быстро вышли из моды и остались одним из этапов становления интернета.
В начале нулевых изобрели оплату за клик. Сперва цена клика базировалась на количестве денег, затраченных компаниями. Понятно, что чем крупнее компания, тем больше она вкладывает денег, и тем выше её сайт в рейтинге. Предполагалось, что такая компания больше вкладывается в свой сайт, следовательно, он качественнее остальных и более достоин быть на первых местах в выдаче. На деле получалось иначе: имея денежное преимущество, компании не особо заботились о релевантности объявлений. В итоге пользователи получали мусор и теряли возможность действительно найти то, что искали. При таком подходе страдали и поисковики, потому что заспамленные пользователи уходили в другие веб-сервисы.
В 2002 году ещё не очень известная компания Google совершила эволюционный скачок. Она стала давать серьёзную скидку за кликабельность. Компании с небольшим бюджетом смогли занимать высокие места благодаря качеству своих объявлений. Рейтинг базировался на стоимости клика, которую задавал рекламодатель, и скидке, которую давал Google. Эта система прижилась, она в итоге и победила.
Примерно в 2006 году соцсети стали массовым явлением. Ради неформального общения в интернет пришли домохозяйки, пенсионеры и школьники. Это новая база, которая сподвигла рекламу на дальнейшее развитие. Сперва подтянулась крупная рыба. Facebook заключил контракты с компанией J.P. Morgan Chase, которая предлагала кредиты, и с Microsoft, которая предлагала сами знаете что. Настройка показов быстро адаптировалась под условия: новые способы оплаты, новые возможности выбора целевой аудитории, сохранение истории показов.
Но не фейсбуком единым. В 2005 появился Youtube. Казалось бы, на Youtube ходят смотреть не рекламу. Но её быстро внедрили в сервис. Крупные игроки платформы показывали короткие ролики до и после основного видео и получали за это отличные суммы. Прибыль популярных каналов составляет несколько миллионов долларов в год. Интересно, что благодаря ограничению длины рекламных роликов возник целый ютуб-жанр. Компании нанимают крутых режиссёров, чтобы за 6 секунд успеть рассказать историю, которая понравится зрителям и привлечёт их к бренду.
Всем известный Twitter был создан в 2006 году. Несмотря на то, что там позволено набрать всего 140 символов (сейчас 280), он стал прекрасной рекламной платформой. Рекламное объявление размещалось как обычный твит, и потому выглядело очень человечно, то есть нативно. Кроме бизнес-рекламы Twitter активно стал использоваться и в политической рекламе. В 2009 году в Молдавии во многом благодаря этому сервису сменилась власть. Был запущен флешмоб: молодёжные организации через Twitter призвали людей, уверенных в фальсификации парламентских выборов, на центральную площадь Кишинёва. В дальнейшем множество политиков пришли в Twitter в поисках связи с электоратом, и до сих пор сервис остаётся одним из самых действенных для политической рекламы.
В настоящее время соцсети продолжают играть огромную роль в интернет-рекламе. Но не только они. Ждите продолжения, где мы напишем о современном состоянии этого рынка и тех возможностях, которые, вполне вероятно, ждут всех уже в ближайшем будущем. Но сперва мы поговорим об интернет-рекламе в России.