Софт Навигатор
Услуги
  • 1С
  • ERP-решения
  • WEB-разработка
  • Системное администрирование
  • IT-безопасность
Проекты
  • Битрикс24
  • Сайты
  • 1С
  • 1С:ERP
Компания
  • О компании
  • Команда
  • Официальные партнеры
  • Сертификаты
  • Пользовательское соглашение
Блог
  • Полезные статьи
  • ERP
  • IT-ликбез
  • Дизайн-ликбез
  • Блог Ольги Фирсовой
  • Страницы IT-истории
Ещё
    Задать вопрос
    +7 (4932) 26-77-77
    +7 (499) 346-20-06Москва
    Заказать звонок
    info@new.softnavi.ru
    г. Иваново, ул. Варенцовой, д.20
    • Вконтакте
    • YouTube
    +7 (4932) 26-77-77
    +7 (499) 346-20-06Москва
    Заказать звонок
    Софт Навигатор
    IT для бизнеса
    Делаем сложное простым
    Услуги
    • 1С
      1С
      • Сопровождение 1С (ИТС) —
      • Внедрение 1С —
      • Доработка и разработка на базе 1С —
      • Продажа продуктов 1С
    • ERP-решения
      ERP-решения
      • ERP-решения
    • WEB-разработка
      WEB-разработка
      • Разработка интернет-магазинов —
      • Разработка сайтов —
      • Реклама в Интернете —
      • Интеграция с 1С —
      • Интеграция с системами —
      • Индивидуальные разработки —
      • Внедрение Битрикс24
    • Системное администрирование
      Системное администрирование
      • Установка, настройка и техподдержка оборудования и программного обеспечения рабочих мест —
      • Обслуживание серверного и сетевого оборудования —
      • Комплексная техническая поддержка и развитие IT-инфраструктуры предприятия —
      • Другие услуги
    • IT-безопасность
      IT-безопасность
      • Обеспечение IT-безопасности
    Проекты
    • Битрикс24
    • Сайты
    • 1С
    • 1С:ERP
    Компания
    • О компании
    • Команда
    • Официальные партнеры
    • Сертификаты
    • Пользовательское соглашение
    Блог
    • Полезные статьи
    • ERP
    • IT-ликбез
    • Дизайн-ликбез
    • Блог Ольги Фирсовой
    • Страницы IT-истории
    Контакты
      Софт Навигатор
      Услуги
      • 1С
        1С
        • Сопровождение 1С (ИТС) —
        • Внедрение 1С —
        • Доработка и разработка на базе 1С —
        • Продажа продуктов 1С
      • ERP-решения
        ERP-решения
        • ERP-решения
      • WEB-разработка
        WEB-разработка
        • Разработка интернет-магазинов —
        • Разработка сайтов —
        • Реклама в Интернете —
        • Интеграция с 1С —
        • Интеграция с системами —
        • Индивидуальные разработки —
        • Внедрение Битрикс24
      • Системное администрирование
        Системное администрирование
        • Установка, настройка и техподдержка оборудования и программного обеспечения рабочих мест —
        • Обслуживание серверного и сетевого оборудования —
        • Комплексная техническая поддержка и развитие IT-инфраструктуры предприятия —
        • Другие услуги
      • IT-безопасность
        IT-безопасность
        • Обеспечение IT-безопасности
      Проекты
      • Битрикс24
      • Сайты
      • 1С
      • 1С:ERP
      Компания
      • О компании
      • Команда
      • Официальные партнеры
      • Сертификаты
      • Пользовательское соглашение
      Блог
      • Полезные статьи
      • ERP
      • IT-ликбез
      • Дизайн-ликбез
      • Блог Ольги Фирсовой
      • Страницы IT-истории
      Контакты
        +7 (4932) 26-77-77
        +7 (499) 346-20-06Москва
        Софт Навигатор
        Телефоны
        +7 (4932) 26-77-77Иваново
        +7 (499) 346-20-06Москва
        Заказать звонок
        Софт Навигатор
        • Услуги
          • Назад
          • Услуги
          • 1С
            • Назад
            • 1С
            • Сопровождение 1С (ИТС)
            • Внедрение 1С
            • Доработка и разработка на базе 1С
            • Продажа продуктов 1С
          • ERP-решения
            • Назад
            • ERP-решения
            • ERP-решения
          • WEB-разработка
            • Назад
            • WEB-разработка
            • Разработка интернет-магазинов
            • Разработка сайтов
            • Реклама в Интернете
            • Интеграция с 1С
            • Интеграция с системами
            • Индивидуальные разработки
            • Внедрение Битрикс24
          • Системное администрирование
            • Назад
            • Системное администрирование
            • Установка, настройка и техподдержка оборудования и программного обеспечения рабочих мест
            • Обслуживание серверного и сетевого оборудования
            • Комплексная техническая поддержка и развитие IT-инфраструктуры предприятия
            • Другие услуги
          • IT-безопасность
            • Назад
            • IT-безопасность
            • Обеспечение IT-безопасности
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Битрикс24
          • Сайты
          • 1С
          • 1С:ERP
        • Компания
          • Назад
          • Компания
          • О компании
          • Команда
          • Официальные партнеры
          • Сертификаты
          • Пользовательское соглашение
        • Блог
          • Назад
          • Блог
          • Полезные статьи
          • ERP
          • IT-ликбез
          • Дизайн-ликбез
          • Блог Ольги Фирсовой
          • Страницы IT-истории
        • Контакты
        • +7 (4932) 26-77-77
          • Назад
          • +7 (4932) 26-77-77Иваново
          • +7 (499) 346-20-06Москва
          • Заказать звонок
        info@new.softnavi.ru
        г. Иваново, ул. Варенцовой, д.20
        • Вконтакте
        • YouTube
        • Главная
        • Блог
        • Страницы IT-истории
        • История колоризации фильмов

        История колоризации фильмов

        3 февраля 2021
        Страницы IT-истории

        Изобразительное искусство всегда делилось на графику и живопись. Если основное выразительное средство — линия и пятно, то это графика. Если цвет — живопись. Конечно, деление условное и есть промежуточные варианты, но только не в видео. Видео, потомок графики и живописи, может быть или без цвета (чёрно-белое), или цветное. Но чёрно-белым оно было не из-за желания приблизиться к графике, а только потому, техническая возможность добавить цвет появилась не сразу. При появлении этой возможности возникла логичная идея «а давайте покрасим старые чёрно-белые фильмы». О том, как воплощалась в жизнь эта идея, мы и расскажем в нашей регулярной рубрике

        В доцифровую эпоху с колоризацией чёрно-белых фотографий всё понятно: нужен художник, который возьмёт кисточку и покрасит лицо в розовый, траву в зелёный, а небо в синий. Киноплёнка же состоит из огромного количества кадров. В самых первых немых фильмах за секунду показывали 16 кадров. За минуту — 960. За полчаса — почти 29 тысяч. Тут нужен уже не художник, а целая бригада. В принципе, покрасить вполне реально, если есть деньги такую бригаду нанять.

        И такие случаи были. Один из первых — «Танец бабочки», немой короткометражный фильм Уильяма Диксона, работавшего с Томасом Эдисоном. Танцовщица Анабелла Мур исполнила танец бабочки. Фильм был покрашен вручную прозрачными анилиновыми красителями. Результат, конечно, не очень, но для того времени это уже был прорыв.



        В 1902 году вышел первый научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну». Он был сразу в двух вариантах: чёрно-белый и раскрашенный вручную бригадой художниц. Чётких границ у цветовых пятен не было, но для фильма такой направленности это даже плюс. Кроме окраски пятнами использовали и общее тонирование. Например, вечерние сцены делали сине-фиолетовыми, солнечные тонировали жёлтым и так далее.



        Примерно в 1905 технологию чуть усовершенствовали братья Пате. Они предложили использовать копии плёнок фильма в качестве трафаретов. Вырезали в одной копии все части, которые должны быть окрашены в красный, в другой — в синий и так далее. Накладывали трафареты на рабочую плёнку и красили. Как ни странно, это немного ускорило процесс.



        В 1916 году был изобретён цветной процесс под названием «хандшигель». Для него тоже требовались дубликаты плёнки. Часть кадра плёнки-дубликата покрывали специальным составом на желатине. Высохший состав пропитывали нужной краской и на специальном оборудовании печатали краску с этого своеобразного штампа на плёнку фильма. Таким образом в 1925 году окрасили фильм «Призрак оперы». Плащ Призрака был красным, весь остальной кадр оставался монохромным.



        Зона красного была использована и в фильме Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Нужного оборудования в России не было, красили вручную. Специально для создания этого эффекта камера снимала белый флаг, а не красный, который на экране выглядел бы слишком тёмным. Эффект на премьере 1926 года был ошеломительным.



        Всё так и продолжалось до тридцатых годов, когда изобрели качественную и относительно недорогую цветную съёмку. Цвет снимали и раньше, но это было слишком затратным делом, которое на выходе давало примерно то же, что и раскрашенный чёрно-белый фильм. Производители дорогих фильмов немедленно ушли в цвет, чёрно-белый вариант до пятидесятых ещё был востребован в научно-популярных, учебных и недорогих художественных лентах, а потом остался как выразительное средство в арт-хаусе.

        Пришло время, когда колоризация фильмов стала нужна только для обновления старых лент. Так получилось, что в это же время, пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века, в нашу жизнь пришли компьютеры. Дальнейший путь колоризации — компьютерный.

        К концу шестидесятых трафареты заменили масками. Маска — это выделенная на компьютере часть картинки, которую затем можно изменить (окрасить, дорисовать, удалить), не затрагивая других частей кадра. Каждая маска служит основой для маски следующего кадра. Это очень ускоряет процесс с учётом, что соседние кадры различаются незначительно. В 1970 таким образом был раскрашен фильм о высадке Нила Армстронга на Луну. Те, кто доказывают, что эти съёмки — подделка, в чём-то правы, хотя информацию про колоризацию никто никогда не скрывал. Канадцы Уилсон Маркл и Брайан Хант усовершенствовали эту технологию и запатентовали её в 1991 году.

        С развитием компьютерной техники и программ маски получали всё больше возможностей. Их можно было делать жёсткими — для чётких границ. Или мягкими — для окрашивания, например, волос. Полупрозрачными — если нужно слабое воздействие. Динамичными — чтобы подстраивались под движение от кадра к кадру. Интеллектуальными — чтобы умели выбрать описанную программистами зону. Началась повальная реставрация чёрно-белого кинонаследия.

        За восьмидесятые и девяностые только в США было раскрашено около 300 фильмов. С учётом, что технологии даже при цифровом подходе оставались очень дорогими, это весьма большая цифра. Но кроме технических и экономических вопросов перед людьми встал вопрос общественных норм. Имеют ли право современные люди изменять чёрно-белые версии? Не ломает ли это идеи, задуманные старыми мастерами кино? Не мешает ли цвет объективному восприятию прошлого времени?

        В 1988 году в США был принят закон о сохранении национальных фильмов. Интересно, что в законе не было запрета на изменение чужого фильма, но был запрет на демонстрацию. Во многих странах были приняты подобные законы. И тут всем на помощь пришёл DVD-формат. Во-первых, он позволил массовому зрителю купить и посмотреть всё, что тот хочет, вместо ожидания теле- или кинопоказа. Во-вторых, продажа дисков не совсем подходила под закон о запрете трансляции. В-третьих, диск позволял выбрать чёрно-белый или цветной вариант через меню диска. А в-четвёртых, телевизионные программы были чёрно-белыми гораздо дольше фильмов, которые демонстрировали в кинотеатрах. И тяга людей к повторному просмотру когда-то любимых ими программ открыла новый рынок колоризации видео.

        В России колоризация старого наследия вызвала много вопросов. С конца нулевых и до нашего времени были обработаны десятки лент. «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни «старики», «Золушка», «Волга, Волга», «Весна на Заречной улице», «Три тополя на Плющихе» и множество других. Не слишком ли розовые лица? Не слишком ли зелёная трава? Правильно ли окрашена офицерская форма? Наверное, эта битва будет длиться вечно, и первоначальная версия будет всегда жить параллельно с обновлённой.



        Что происходит сейчас? Интерес к колоризации видео вышел на новый уровень, когда появилась техническая возможность сделать это в домашних условиях.

        В 2016 году искусственный интеллект научился раскрашивать фотографии. К двадцатому году он уже начал раскрашивать видео. Результат, конечно, не идеальный, все мы видели тягу нейросетей к психоделике. Но это только начало. В феврале 2020 некто deoldified совершил на ютубе символичное действие: выложил цветную версию первого фильма, снятого братьями Люмьер, «Прибытие поезда» 1896 года.



        Итак, колоризация уже доступна продвинутым одиночкам. Ещё немного, и можно будет доставать старые домашние оцифрованные кинохроники и наблюдать, какие синие глаза были у вашего юного дедушки и какой румяной была ваша бабушка в день своей свадьбы.
        Начните сотрудничество с индивидуальной консультации по подбору инструментов и услуг.
        Заказать услугу

        Подписаться на
        рассылку

        Будьте в курсе последних новостей отрасли

        Подписаться
        • Комментарии
        Загрузка комментариев...
        Поделиться
        Назад к списку
        Услуги
        1С
        ERP-решения
        WEB-разработка
        Системное администрирование
        IT-безопасность
        Проекты
        Битрикс24
        Сайты
        1С
        1С:ERP
        Компания
        О компании
        Команда
        Официальные партнеры
        Сертификаты
        Пользовательское соглашение
        Полезные статьи
        ERP
        IT-ликбез
        Дизайн-ликбез
        Блог Ольги Фирсовой
        Страницы IT-истории
        Подписка на рассылку
        +7 (4932) 26-77-77
        +7 (499) 346-20-06Москва
        Заказать звонок
        info@new.softnavi.ru
        г. Иваново, ул. Варенцовой, д.20
        • Вконтакте
        • YouTube
        Политика конфиденциальности
        © 2025 Все права защищены.
        Заказать звонок
        Написать сообщение
        Ближайший офис