Есть такой стиль управления - микроменджмент. Это когда руководитель контролирует не результат, а образ действия. Иногда это уместно (например, в процессе обучения сотрудника или когда ЧП и "всем стоять - не двигаться без сигнала"). Но чаще всего он больше вредит продукту, нежели помогает.
Здесь есть 2 момента:
- Работник, у которого "стоят над душой", теряет всякую мотивацию к инициативной и творческой деятельности. Микроменеджмент из, пусть не идеального, но вполне функционального работника, выстругивает слепого исполнителя, который и шагу боится ступить без "мамки".
- Микроменджемент занимает большую часть рабочего времени. Речь не столько о непосредственной деятельности в виде контроля, сколько о его последствиях: "повисших" на вас работниках и согласованиях любой мелочи, постоянно срывающихся дедлайнов из-за неспособности быстрого принятия решений без вашего участия. И, чего греха таить, сдающие нервы самого руководителя от творящегося вокруг форменного безобразия.
Получается управленческий парадокс: чем больше контроля, тем меньше контроля. Решение которого звучит очень просто: отпустите контроль процесса и начните принимать результат. "Легко сказать!" - возмутитесь вы и я с вами полностью согласна. Более того - если вы в одночасье бросите сотрудников в самостоятельность - локальный кризис вам гарантирован.
Поставить коллектив на рельсы самостоятельности - отдельное искусство, и найти к нему ключик я постараюсь в следующих постах. А пока дам несколько признаков микроменеджмента в компании:
- Руководитель часто делает работу за своих подчиненных;
- На решение оперативных задач тратится более 80% времени;
- "Командир" всегда прав. Самостоятельность мышления подчиненных явно или скрыто осуждается;
- Важен не результат, а то, достигли ли его согласно инструкции;
- Засилье отчетов даже по незначительным задачам;
- Компетенция работников часто подвергается сомнению;
- В отсутствие руководителя команда работает продуктивнее и быстрее.