Итак, как обещала, рассказываю реальные истории почти-провалов крупных проектов из-за игнорирования одной из сторон.
_____
Клиент задумал масштабную разработку для своего отдела. Предполагалось, что нынешняя рутинная работа менеджеров, которую они производят в основном вручную через эксель и учётную систему, автоматизируется за счет специально под них разработанного сервиса.
Клиент нам этот сервис кратенько описал. Мы послушали, заставили описать более подробно. Рисовали схемы, чертили графики, проводили многие часы на планерках. Итогом стала толстая папка с подробным, понятным, грамотным ТЗ. На его основе оценили и согласовали стоимость, сделали прототип будущей системы. На основе прототипа сделали первую рабочую версию сервиса. Делали на корпоративном портале, так как компания клиента уже давно с ним работала и его возможности соответствовали требованиям ТЗ. Тестировали вместе с клиентом, находили и исправляли недочёты, снова тестировали. Наконец, была готова версия для релиза, которую можно было отдать на тест пользователям, то бишь менеджерам.
Но после первых тестов стали поступать тревожные сигналы: они не понимают, как с этим работать. Оказалось, что менеджеры работают не совсем так, как описано в ТЗ. Отличия не глобальные, но их было достаточно для того, чтобы сделать текущую разработку не годной к эксплуатации. Далее и мы и клиент ещё долго придумывали "костыли", чтобы подогнать систему под реалии. Но в итоге, уже через довольно большой промежуток времени пришли к тому, что для таких задач больше подходит платформа 1С:ДО, где на данный момент и продолжаем разработку.
Расхождение видения клиента с реалиями менеджеров не было основной проблемой проекта. Однако, если бы на начальном этапе к созданию Технического задания были бы привлечены непосредственные участники процесса, это сохранило бы пропасть времени клиента и сэкономило бы внушительную часть бюджета.