Почему у сайтов обязательно есть шапка и футер? Почему логотип обычно слева вверху, и при клике по нему можно попасть на главную страницу сайта? Почему мы не задумываясь вертим колёсико мышки, чтобы прокрутить страницу, и впадаем в небольшой ступор, если страница не прокручивается? Ответ один: поведенческие привычки или паттерны поведения.
Поведение — это не только умение нажимать кнопки и крутить колёсико мышки. Это ещё и навык быстрого поиска нужной информации. Обязательные шапка, футер, логотип сайта ускоряют и облегчают человеку взаимодействие с сайтом. Со стороны дизайнеров такой подход называется UI/UX паттернами. Он подразумевает, что в дизайне не будет неожиданностей, сбивающих с толку пользователей. В шапке будет логотип-ссылка на главную страницу, возле товара — кнопка «в корзину», а в навигации или футере найдётся ссылка «способы оплаты».
Паттерны бывают полезными и вредными. Полезные — когда они облегчают жизнь, вредные — когда некий паттерн неудобен, но почему-то распространён. Их ещё называют антипаттернами. Бывают и тёмные паттерны. Они не только доставляют неудобства, но и конкретно вредят пользователю.
Полезные паттерны:
- Внятная навигация. Например, человек перешёл на страницу товара и продолжает видеть, в каком разделе каталога находится.
- Ответный сигнал интерфейса. Например, человек положил товар в корзину и сразу видит подтверждение «товар в корзину добавлен».
- Наглядная возможность отмены действия. Например, человек чего-то нажал, но не паникует, потому что видит кнопку «вернуться назад» или «отменить».
Вредные паттерны или антипаттерны:
- Отсутствие целевого действия. Например, человек решил что-то сделать на сайте, но не видит, куда нажимать.
- Недостаток информации. Например, человек ищет информацию о товаре, но сайт ему как бы говорит: «милый мой, хороший, догадайся сам».
- Чрезмерное украшательство. Например, на сайте смешались в кучу кони, люди, и невозможно найти нужное. Зато красиво.
Тёмные паттерны. Конечно, это больше паттерны поведения нехороших людей, чем UI/UX паттерны. Но раз тёмные делишки проворачивают с помощью сайтов, мы отобрали подходящие примеры:
- Подделка. Сайт специально стилизуют под сайт известной компании и дают ему похожее имя, чтобы человек доверился.
- Непрямой обман. Например, в договоре текст с некой дополнительной информацией вынесен вниз и сделан мелким шрифтом.
- Навязываемые услуги. Например, после регистрации на электронную почту начал приходить рекламный спам без возможности его отмены.
Оставайтесь на светлой стороне!