Реклама — двигатель торговли, а торговля — двигатель всего остального. Как ни относись к коммерческой деятельности человека, но именно она часто толкает к новым открытиям, к научным и технологическим достижениям. Поэтому о рекламе говорить можно и нужно для лучшего понимания истории человечества. И об интернет-рекламе — для лучшего понимания современности.
В 1978 году некто Гэри Ток, менеджер, разослал 400 писем с рекламой услуг своей компании. Как он потом говорил в интервью, реакция была от благодарности за своевременную информацию до угроз. Заметим, что в 1978 году интернета ещё не было, а был ARPAnet, объединивший университеты мира.
Управление связи Министерства Обороны США возмутилось этим новым явлением. Пару лет реклама в сети была под полным запретом, и появилась только в 80-е, и тоже в исключительно текстовом виде, на первых форумах, где пользователи могли делать новостные рассылки.
В начале 90-х реклама приобрела новые возможности. Появилась графика и коммерческие площадки для размещения рекламных объявлений. Началась эпоха баннеров. На первой такой площадке, Hotwired, появилась оплата рекламных мест. Цена рекламы на неделю доходила до 11 тысяч долларов.
Одним из первых баннеров был баннер сервиса «You will», он вёл на виртуальную экскурсию по крупнейшим музеям мира. Приятно, что люди с самого начала использовали интернет-рекламу для расширения культурного опыта.
Дальше — больше. В девяностых начали активно развиваться системы отслеживания показов рекламы. Система WebConnect предложила идею с большим будущим: показ рекламы на любом сайте, который собирает подходящую аудиторию. Показ на 140 сайтах сразу — это ли не мечта рекламодателя?
Платформы с разными подходами и решениями открывались и закрывались постоянно. В 1996 году компания Doubleclick предложила ещё один инструмент, оставшийся и развившийся в будущем. Это система DART («Dynamic Advertising Reporting and Targeting», «Динамика, Реклама, Отчеты и Таргетинг»). Она позволяла оптимизировать рекламные кампании прямо в процессе. Можно было наблюдать за действиями пользователей, изменять объявления и переносить их на другие сайты.
Как только какая-либо технология становится массовой, она требует стандартизации. С баннерами это и произошло. Появились стандартные размеры, которые удобно встраивались на предоставляемые сайтами рекламные места.
А в конце 90-х произошёл крах индустрии. Речь не только о рекламе, а обо всей предпринимательской деятельности в интернете. У этого периода даже есть специальное название: пузырь dot com. Причинами, как потом анализировали экономисты, послужил взрывообразный рост бизнеса в непонятной пока среде — интернете. Излишне оптимистичные надежды, большие кредиты, неэффективные бизнес-модели, резкие изменения цен. Всё вместе это и привело к краху.
Но индустрия возродилась и стала сильнее. Реклама тоже изменилась, появились новые формы и инструменты анализа. Но об этом — в следующий раз.