Изобразительное искусство всегда делилось на графику и живопись. Если основное выразительное средство — линия и пятно, то это графика. Если цвет — живопись. Конечно, деление условное и есть промежуточные варианты, но только не в видео. Видео, потомок графики и живописи, может быть или без цвета (чёрно-белое), или цветное. Но чёрно-белым оно было не из-за желания приблизиться к графике, а только потому, техническая возможность добавить цвет появилась не сразу. При появлении этой возможности возникла логичная идея «а давайте покрасим старые чёрно-белые фильмы». О том, как воплощалась в жизнь эта идея, мы и расскажем в нашей регулярной рубрике
И такие случаи были. Один из первых — «Танец бабочки», немой короткометражный фильм Уильяма Диксона, работавшего с Томасом Эдисоном. Танцовщица Анабелла Мур исполнила танец бабочки. Фильм был покрашен вручную прозрачными анилиновыми красителями. Результат, конечно, не очень, но для того времени это уже был прорыв.
В 1902 году вышел первый научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну». Он был сразу в двух вариантах: чёрно-белый и раскрашенный вручную бригадой художниц. Чётких границ у цветовых пятен не было, но для фильма такой направленности это даже плюс. Кроме окраски пятнами использовали и общее тонирование. Например, вечерние сцены делали сине-фиолетовыми, солнечные тонировали жёлтым и так далее.
Примерно в 1905 технологию чуть усовершенствовали братья Пате. Они предложили использовать копии плёнок фильма в качестве трафаретов. Вырезали в одной копии все части, которые должны быть окрашены в красный, в другой — в синий и так далее. Накладывали трафареты на рабочую плёнку и красили. Как ни странно, это немного ускорило процесс.
В 1916 году был изобретён цветной процесс под названием «хандшигель». Для него тоже требовались дубликаты плёнки. Часть кадра плёнки-дубликата покрывали специальным составом на желатине. Высохший состав пропитывали нужной краской и на специальном оборудовании печатали краску с этого своеобразного штампа на плёнку фильма. Таким образом в 1925 году окрасили фильм «Призрак оперы». Плащ Призрака был красным, весь остальной кадр оставался монохромным.
Зона красного была использована и в фильме Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“». Нужного оборудования в России не было, красили вручную. Специально для создания этого эффекта камера снимала белый флаг, а не красный, который на экране выглядел бы слишком тёмным. Эффект на премьере 1926 года был ошеломительным.
Всё так и продолжалось до тридцатых годов, когда изобрели качественную и относительно недорогую цветную съёмку. Цвет снимали и раньше, но это было слишком затратным делом, которое на выходе давало примерно то же, что и раскрашенный чёрно-белый фильм. Производители дорогих фильмов немедленно ушли в цвет, чёрно-белый вариант до пятидесятых ещё был востребован в научно-популярных, учебных и недорогих художественных лентах, а потом остался как выразительное средство в арт-хаусе.
Пришло время, когда колоризация фильмов стала нужна только для обновления старых лент. Так получилось, что в это же время, пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века, в нашу жизнь пришли компьютеры. Дальнейший путь колоризации — компьютерный.
К концу шестидесятых трафареты заменили масками. Маска — это выделенная на компьютере часть картинки, которую затем можно изменить (окрасить, дорисовать, удалить), не затрагивая других частей кадра. Каждая маска служит основой для маски следующего кадра. Это очень ускоряет процесс с учётом, что соседние кадры различаются незначительно. В 1970 таким образом был раскрашен фильм о высадке Нила Армстронга на Луну. Те, кто доказывают, что эти съёмки — подделка, в чём-то правы, хотя информацию про колоризацию никто никогда не скрывал. Канадцы Уилсон Маркл и Брайан Хант усовершенствовали эту технологию и запатентовали её в 1991 году.
С развитием компьютерной техники и программ маски получали всё больше возможностей. Их можно было делать жёсткими — для чётких границ. Или мягкими — для окрашивания, например, волос. Полупрозрачными — если нужно слабое воздействие. Динамичными — чтобы подстраивались под движение от кадра к кадру. Интеллектуальными — чтобы умели выбрать описанную программистами зону. Началась повальная реставрация чёрно-белого кинонаследия.
За восьмидесятые и девяностые только в США было раскрашено около 300 фильмов. С учётом, что технологии даже при цифровом подходе оставались очень дорогими, это весьма большая цифра. Но кроме технических и экономических вопросов перед людьми встал вопрос общественных норм. Имеют ли право современные люди изменять чёрно-белые версии? Не ломает ли это идеи, задуманные старыми мастерами кино? Не мешает ли цвет объективному восприятию прошлого времени?
В 1988 году в США был принят закон о сохранении национальных фильмов. Интересно, что в законе не было запрета на изменение чужого фильма, но был запрет на демонстрацию. Во многих странах были приняты подобные законы. И тут всем на помощь пришёл DVD-формат. Во-первых, он позволил массовому зрителю купить и посмотреть всё, что тот хочет, вместо ожидания теле- или кинопоказа. Во-вторых, продажа дисков не совсем подходила под закон о запрете трансляции. В-третьих, диск позволял выбрать чёрно-белый или цветной вариант через меню диска. А в-четвёртых, телевизионные программы были чёрно-белыми гораздо дольше фильмов, которые демонстрировали в кинотеатрах. И тяга людей к повторному просмотру когда-то любимых ими программ открыла новый рынок колоризации видео.
В России колоризация старого наследия вызвала много вопросов. С конца нулевых и до нашего времени были обработаны десятки лент. «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни «старики», «Золушка», «Волга, Волга», «Весна на Заречной улице», «Три тополя на Плющихе» и множество других. Не слишком ли розовые лица? Не слишком ли зелёная трава? Правильно ли окрашена офицерская форма? Наверное, эта битва будет длиться вечно, и первоначальная версия будет всегда жить параллельно с обновлённой.
Что происходит сейчас? Интерес к колоризации видео вышел на новый уровень, когда появилась техническая возможность сделать это в домашних условиях.
В 2016 году искусственный интеллект научился раскрашивать фотографии. К двадцатому году он уже начал раскрашивать видео. Результат, конечно, не идеальный, все мы видели тягу нейросетей к психоделике. Но это только начало. В феврале 2020 некто deoldified совершил на ютубе символичное действие: выложил цветную версию первого фильма, снятого братьями Люмьер, «Прибытие поезда» 1896 года.
Итак, колоризация уже доступна продвинутым одиночкам. Ещё немного, и можно будет доставать старые домашние оцифрованные кинохроники и наблюдать, какие синие глаза были у вашего юного дедушки и какой румяной была ваша бабушка в день своей свадьбы.