Паттерны поведения в интерфейсах

Полезные статьи

Почему у сайтов обязательно есть шапка и футер? Почему логотип обычно слева вверху, и при клике по нему можно попасть на главную страницу сайта? Почему мы не задумываясь вертим колёсико мышки, чтобы прокрутить страницу, и впадаем в небольшой ступор, если страница не прокручивается? Ответ один: поведенческие привычки или паттерны поведения.

Любое многократно повторяемое действие мы производим почти без участия сознания. Если человек первый раз столкнулся с интерфейсом, то он думает примерно так (иногда вслух): «Мне нужно подвести курсор к этой кнопке. Для этого я подвину мышку, не нажимая на кнопки. Упс, нажал. Начну заново. Вот, курсор на месте. Жму на кнопку. Ой! Что-то выскочило. Наверное, я нажал на правую кнопку мышки. Надо повторить с левой». Именно это поведение можно наблюдать у пожилых людей, которые решили-таки сесть за компьютер. Но через неделю человек жмёт на кнопку уже автоматически. У него выработался паттерн поведения.

Поведение — это не только умение нажимать кнопки и крутить колёсико мышки. Это ещё и навык быстрого поиска нужной информации. Обязательные шапка, футер, логотип сайта ускоряют и облегчают человеку взаимодействие с сайтом. Со стороны дизайнеров такой подход называется UI/UX паттернами. Он подразумевает, что в дизайне не будет неожиданностей, сбивающих с толку пользователей. В шапке будет логотип-ссылка на главную страницу, возле товара — кнопка «в корзину», а в навигации или футере найдётся ссылка «способы оплаты».

Паттерны бывают полезными и вредными. Полезные — когда они облегчают жизнь, вредные — когда некий паттерн неудобен, но почему-то распространён. Их ещё называют антипаттернами. Бывают и тёмные паттерны. Они не только доставляют неудобства, но и конкретно вредят пользователю.

Полезные паттерны:

  • Внятная навигация. Например, человек перешёл на страницу товара и продолжает видеть, в каком разделе каталога находится.
  • Ответный сигнал интерфейса. Например, человек положил товар в корзину и сразу видит подтверждение «товар в корзину добавлен».
  • Наглядная возможность отмены действия. Например, человек чего-то нажал, но не паникует, потому что видит кнопку «вернуться назад» или «отменить».

Вредные паттерны или антипаттерны:

  • Отсутствие целевого действия. Например, человек решил что-то сделать на сайте, но не видит, куда нажимать.
  • Недостаток информации. Например, человек ищет информацию о товаре, но сайт ему как бы говорит: «милый мой, хороший, догадайся сам».
  • Чрезмерное украшательство. Например, на сайте смешались в кучу кони, люди, и невозможно найти нужное. Зато красиво.

Тёмные паттерны. Конечно, это больше паттерны поведения нехороших людей, чем UI/UX паттерны. Но раз тёмные делишки проворачивают с помощью сайтов, мы отобрали подходящие примеры:

  • Подделка. Сайт специально стилизуют под сайт известной компании и дают ему похожее имя, чтобы человек доверился.
  • Непрямой обман. Например, в договоре текст с некой дополнительной информацией вынесен вниз и сделан мелким шрифтом.
  • Навязываемые услуги. Например, после регистрации на электронную почту начал приходить рекламный спам без возможности его отмены.

Оставайтесь на светлой стороне! 

Предыдущая статья Что такое веб-аналитика? Следующая статья Что такое вёрстка?